Не дайте себя обмануть: киберпреступления на маркетплейсах
![]() |
Современные маркетплейсы — идеальная площадка для продаж и продвижения с лояльной и постоянно увеличивающейся аудиторией. Казалось бы, схема достаточно прозрачна: магазин предлагает товар, покупатель переводит деньги, продавец отправляет заказ. Но, увы, мошенники становятся все изобретательней и в их сети попадаются множество неискушенных продавцов и покупателей. |
Как все устроено?
Схема обмана незамысловата, но действенна: на официальных площадках маркетплейсов создаётся магазин—дублёр уже проверенного продавца с хорошим рейтингом, но с товарами по более низкой цене для привлечения потенциальных жертв. Такой подход быстро выводит мошенников в топ поиска, увеличивая аудиторию потенциальных пострадавших.
Покупатель оформляет заказ и доставку, но после оплаты магазин—мошенник отменяет заказ и даже возвращает деньги! Таким образом, преступники добиваются максимального доверия со стороны пользователя, максимально располагая его к себе. После этого покупателю в личные сообщения поступает обнадеживающая информация: мол, товар просто на другом складе, сейчас оформим заказ через доставку, да ещё и сделаем дополнительную скидку за доставленные неудобства, а для удобства и скорости общения, давайте, лучше перейдём в любой удобный мессенджер. Несложно догадаться, что вслед за этим «выгодным» предложением приходит ссылка на оплату через фейковый сайт—зеркало, точно имитирующий страницу оплаты на маркетплейсе.
Последствия оформления такого мошеннического заказа печальны: преступники не только получают деньги покупателя, но ещё и собирают обширную базу личных данных: ФИО, адрес проживания, мобильный телефон, адрес электронной почты, данные банковской карты.
Особо «продвинутые» мошенники умудряются получить выгоду не только с обманутого покупателя, но и с владельца магазина, данные которого были украдены для создания преступного дубликата: здесь и предложения «выкупить» свой магазин и откровенный шантаж.
Что должно насторожить?
◦ Предложение оформить заказ вне стандартной процедуры на маркетплейсе
◦ Попытка продолжить общение через сторонние мессенджеры
◦ Крайне оперативная реакция «продавца» на оформленный заказ во внерабочее время
◦ Аномально низкая цена на популярный товар
◦ Переход для оплаты и оформления заказа по ссылке вне личного кабинета маркетплейса
Маркетплейсы — уникальный, современный инструмент продаж, значительно облегчающий жизнь продавцу и покупателю, однако стоит запомнить ряд простых правил, соблюдение которых убережет от потери товара и денег:
◦ Внимательно изучайте правила пользования площадкой
◦ Не используйте сторонние мессенджеры при общении с потенциальными клиентами и продавцами
◦ Не вводите данные банковских карт на сторонних ресурсах и не переходите по внешним ссылкам
◦ Соотносите категорию и цену товара с реальным положением дел на рынке
Комментариев пока нет